ГАЗель БИЗНЕС
- Подробности
- Категория: Статьи
Эти небольшие трудяги-"полуторки" можно смело назвать символом непростых современных реалий. Ведь рождалась "Газель" во времена, когда страна погрязла в анархии, нищете и разрухе. Военные, инженеры, врачи и аспиранты превратились в многомиллионную армию "калымщиков". Львиная доля которой занялась перевозками – государственные транспортные компании разваливались одна за другой, а их частные приемники ломили бешеные цены.
И тут как нельзя кстати на рынке появился недорогой коммерческий автомобиль, который можно было приобрести, около года проработав "на хозяина". Что для многих стало единственным средством выжить и прокормить семью. Да и для страны в целом этот автомобиль стал таким же спасением, как легендарная "полуторка" в годы Великой отечественной войны. И сегодня знаменитый ГАЗ АА украшает постаменты мемориалов во многих российских городах. А ведь памятники пора ставить и "Газели".
К началу 90-х каждый российский автомобильный завод занимал свою четкую нишу, которую покидать было запрещено. Так, ГАЗ выпускал среднетоннажные грузовики, ЗиЛ, КамАЗ, МАЗ, БАЗ, МоАЗ, БелАЗ – тяжеловозы, а легкие коммерческие автомобильчиками -УАЗ, РАФ и ЕрАЗ. Хотя понятия "коммерческий автомобиль" тогда не было – на практике реализация этого термина выглядела как перегруженный "Рафик" с просевшими рессорами. А поскольку заново создать принципиально новые агрегаты не имелось ну никакой экономической возможности, на ГАЗе решили создать грузовой автомобиль, с агрегатами от легковой "Волги". И главное, что бы им мог управлять водитель с "легковой" категорией. То есть максимально удобный и недорогой автомобиль для широких слоев населения. По тем временам - более чем революционная инициатива.
- Главной задачей стало обеспечение полной массы автомобиля в 3,5 тонны для категорией "B", - вспоминает тогдашний ведущий конструктор автомобиля "ГАЗель" Владимир Четвериков. -Каждый конструктор-"узловик" имел лимит по весу разрабатываемых узлов. Мы понимали, что этот автомобиль будет востребован. Еще окончательно не решился вопрос о выпуске, а мы уже спорили, сколько нужно выпускать для страны автомобиле в год: 10 000 или 40 000... А страна тогда переживала глубокие перемены и приходило понимание в необходимости полуторатонного грузовика, способного доставлять мелкие партии грузов. И мы смогли доказать, что можем производить это автомобиль в нужных стране объемах.
По воспоминаниям главного конструктора, газовскую задумку мудрецы из Минавтопрома первоначально хотели воплощать то в Ульяновске, то в Брянске, а то и в Кировобаде. Даже какое-то время к проектированию "Газели" была подключена английская фирма IAD (International Automotive Design). Но англичане не смогли понять условия, в которых автомобиль будет эксплуатироваться, а главное, почему он должен быть так дешев. Появление идеи принципиально нового автомобиля в стране вызвала настоящий ажиотаж среди специалистов - некоторые даже защищали диссертации о его целесообразности, или наоборот, недопустимости. Тем временем, параллельно шли разработки "младшего братика" - "Соболя". Он должен был быть более легкого класса, на базе тех же "волговских" узлов. Кстати, за основу взяли подвеску от лимузина ГАЗ-14 "Чайка". Работа над конструкцией "Газели" началась в 1989 году. В январе 1991 года был собран первый макетный образец, а 20 июля 1994 года начался выпуск бортового полуторатонного грузового автомобиля ГАЗ-3302.
А вот про название "Газель" до сих пор рассказывают анекдоты. Самый популярный из них: ГАЗ плюс ЕЛЬцин. Что же, обратимся к автору. В начале 90-х Владимир Носаков был заместителем главного конструктора ГАЗа и получил задание за пару дней придумать название новому автомобилю. Оно должно было быть коротким, звучным, желательно женского рода и понятное иностранцам.
- Я взял лист бумаги и написал 33 варианта. Потом стал урезать список. Среди вариантов были "Браток", "Бригада" и "Бродяга". Но они поневоле отсеялись из-за окружающих реалий. Так же имелось несколько вариантов, ассоциировавшихся с коммерческой направленностью автомобиля: "Комок", "Привоз", "Челнок", "Ларек", "Фазенда". Но они тоже не понравились. Под конец остались варианты с названием животных: "Белка", "Пчелка"... Первое уже использовалось для эксперементального микроавтомобиля, "Пчелка" вроде подходила, но для более "мелкой" машины. И тут меня осенило: конечно же, "Газель"! К тому же первый слог в этом слове – это название нашего предприятия!..
Сейчас "ГАЗель" можно смело назвать символом эпохи – практичным автомобилем для мелкого коммерсанта, фермера и многодетных семей. Запчасти продаются везде и стоят на порядок дешевле иномарочных. Мало того, на базе автомобиля возникла целая субкультура "газелистов" со своим серьезным сегментом в Интернете и на дорогах страны. По которым уже во всю бегает "Газель NEXT" (более подробно об этом автомобиле читайте тут). Ее часто принимают за иномарку: больно не похожа на изделия отечественного автопрома. Но цена говорит об обратном – "иностранца" за эти деньги не купишь. И чуть ли ни сразу после начала выпуска, на международной выставке "Коммерческий транспорт", проходивший в Москве в сентябре 2013 года, NEXT получил приз как лучший легкий коммерческий автомобиль года в России.
Так же в прошлом году "Газель" была признана самым сильным российским автомобильным брендом, стоимостью 32,3 миллиарда рублей.По данным крупнейшего мирового бренд- консалтингового агентства Interbrand, в общем рейтинге "Самые ценные российские бренды 2013" "Газель" заняла 12-е место, опередив "Роснефть" и "Аэрофлот". Основной акционер "Группы ГАЗ" Олег Дерипаска объяснил этот феномен:
- Появление в России экономичной и выносливой "полуторки" сравнимо, пожалуй, по значимости с началом конвейерного выпуска автомобилей Ford, с которого началась массовая автомобилизация Америки. В России, в сегменте коммерческих перевозок, "Газель" стала нашим воплощением девиза Генри Форда "автомобиль для всех" - это доступная машина для семьи и бизнеса, для школы и медицины, для коммунального хозяйства, строительства и других сфер жизни (существует около 300 модификаций). За последние годы мы инвестировали свыше 20 миллиардов рублей в новые технологии на ГАЗе, в итоге сегодня под брендом "Газель" выпускается принципиально новое поколение легких коммерческих автомобилей, которые уже завоевали признание профессионалов в России и готовы к покорению экспортных рынков...
Кстати, в ходе испытаний "Газель NEXT" прошли более 2 миллионов километров с максимальной загрузкой по льду, булыжнику, грунтовке, с "прыжками" через ямы, бордюры и железнодорожные пути. Так же особое внимание уделено безопасности: у кабины предусмотрены зоны сжатия, которые берут на себя всю массу удара при любом столкновение, но не задевают водителя и пассажира. Кстати про испытания. За несколько лет коммерческий автомобиль умудрился оказаться на спортивных подиумах. Команда гоночных "Газелей" "За Рулем – Спорт" несколько раз выступала в "Шелковом Пути", а в этом году стала лучшей в "R-классе на 3-м этапе чемпионата РФ по ралли- рейдам «Великая степь». В будущем команда хочет создать свою "армаду" на манер "камазовской" для выступления на "Дакаре". По мнению спортивного директора команды Александра Евдокимова, отечественные автомобили - лучший материал для творческих экспериментов. И если их "подшаманить" они могут творить чудеса.
И здесь уместно провести аналогию с полуторкой начала 20 века: ГАЗ АА. Машина появилась в еще более тяжелых для страны условиях: революция, гражданская война, почти полное отсутствие автопарка, разруха, голод и все то же российское бездорожье. Тогда строительство горьковского автозавода было внесено в число ударных строек первой пятилетке и его возвели за 18 месяцев! Первые машины сошли с конвейера 29 января 1932 года. Они были еще с деревянно-металлическими кабинами.
Сейчас в музее ГАЗа хранится множество черно- белых фотографий этого легендарного автомобиля. Но наибольший интерес для специалистов вызывают "творческие эксперименты" с ГАЗ АА. Это подметальные машины, "пожарки", автомобили с телескопическим подъемником, самосвалы, спецавтомобили на гусеницах и лыжах для покорителей северных снегов и южных пустынь...